$1 млн за Facebook.ru. Возможно

Вероятно крупнейшей социальной сети Facebook может потребоваться $1 млн, чтобы полноценно выйти на российский рынок. Домен facebook.ru (в российское зоне RU) принадлежит группе компаний «Центр финансовых технологий» (ЦФТ), за этот адрес в фирме хотят не меньше 30 млн руб. Между тем у Facebook нет не только домена, но и юридически оформленного представительства в нашей стране — это позволяет ей не вспоминать о российских налогах, говорят юристы.

Facebook начал русифицироваться в 2008 году и сейчас входит в десятку крупнейших ресурсов Рунета, хотя на лицо замедление российской экспансии. Если с января по август 2010-го аудитория Facebook выросла с 1,2 млн до 4,5 млн россиян, то на сентябрь 2011-го составляет всего 9,3 млн (для сравнения, у российского «ВКонтакте» на сентябрь — 34,2 млн пользователей), сообщает издание «Маркер».

При этом Facebook до сих пор не обзавелся доменом в зоне .RU, хотя активно приобретает домены в других странах присутствия: французский facebook.fr, вьетнамский facebook.vn, канадский facebook.ca и пр. перенаправляют пользователя на facebook.com. Особенное внимание уделяется наличию адреса в тех странах, где сильны местные соцсети. Так, Facebook есть в бразильском .COM.BR (местный аналог — сеть Orkut), японском JP (Gree, Mixi) голландском NL (Hyves), немецком DE (StudiVZ), испанском ES (Tuenti), польском PL (Nasza-klasa).

Представители Facebook всегда уклонялись от содержательных комментариев на тему прописки в зоне .RU. Cпециалисты считают, что у Facebook высокие шансы на то, чтобы просто отсудить домен у ЦФТ: для российских судей ключевое значение имеет временной приоритет регистрации — домен против компании. Facebook Inc. оформилась в юрлицо с соответствующим наименованием летом 2004 года, а ЦФТ получил домен в мае 2005-го. Также вес имеет такой момент, как использование домена, но сайта на домене Facebook.ru нет, и судья может решить, что его собственник злоупотребляет правом. К примеру, в 2004 году Google отсудила у Дениса Гледенова google.ru.

Есть мнение, что Facebook воздерживается от приобретения домена не из-за цены, а чтобы не давать лишнего повода для претензий налоговых ведомств России.

Напомним, что однажды Facebook раскошелился на миллионы долларов ради доменного имени. Это случилось в ноябре 2010 года, когда соцсеть заплатила Американской федерации фермерских хозяйств (American Farm Bureau Federation, AFMB) за доменное имя FB.com $8,5 млн. Повторится ли история с его российским аналогом?..

06.12.2011